Главная | Майкопский р-он | Дудугуш-1 | Хаджох-1 | Ацангуар | Приглашение | Экспедиция 2000 | Экспедиция 2002 | Публикации | Статья | Статья 2 | Отчет 2001 года | Личные фото | Ссылки | Гостевая книга | Форум
Сайт посвященный археологическим исследованиям мегалитических памятников на территории Адыгеи и научным публикациям автора


Мегалитические памятники Республики Адыгея как объекты всемирного культурного наследия и некоторые возможности их использования в сфере туризма

     Современная территория Республики Адыгея представляет собой уникальный уголок нашей страны, где на небольшом пространстве сконцентрировано огромное количество археологических памятников. Практически все эпохи развития человечества – от древнекаменного века до позднего средневековья нашли здесь свое отражение.

     Одним из самых ярких и впечатляющих памятников древнейшей истории, вызывающих постоянный интерес как специалистов – историков, археологов, этнологов, так и обычных людей, являются мегалитические памятники – дольмены и менгиры великолепные погребальные и культовые каменные сооружения бронзового века (IV – II тысячелетие до Р.Х.).

     Практика строительства сооружений из крупных камней характерна для большинства регионов евразийского континента в эпоху бронзы, и интерес к этим памятникам во многих странах мира проявляется уже на протяжении нескольких столетий, то затихая, то вспыхивая с новой силой. В нашей стране в последнее десятилетие наблюдается очередной всплеск увлечения мегалитами.

     Кроме того, “мода на дольмены” в нашей стране в последнее время грозит перерасти в настоящую “мегалитоманию”, так как, несмотря на достаточно большое количество научных и научно-популярных изданий, рассказывающих о современном научном взгляде на вопросы дольменной культуры, среди населения пользуются большой популярностью работы авторов, объясняющих проблему происхождения и предназначения дольменов с различных “космических”, “мистических” и прочих фантастических точек зрения.

     Одним из негативных проявлений этих новых веяний стало использование дольменов в ритуальных целях различными оккультными движениями и сектами, распространение которых в России связывается с явлениями, характерными для стран западного мира два – три десятилетия тому назад и получивших название религиозно-мистической волны (нью эйдж). Представители этих сект, кроме практики молений и медитаций возле и внутри дольменов, занимаются также и их “очищением”, уничтожая культурный слой внутри и вокруг мегалитов. Размеры вреда, причиняемого подобными “очищениями” памятникам и науке трудно преувеличить.

     Подобные действия вызывает большую тревогу у специалистов. И без того в течение XIX - ХХ веков дольмены подвергались постоянному антропогенному воздействию. Судя по архивным данным, счет разрушенных и поврежденных при хозяйственной деятельности дольменов идет на тысячи. Особый размах разрушение дольменов приобрело с окончанием Кавказской войны (1864 год), с началом массовой колонизации края и связанным с этим интенсивным строительством и эксплуатацией местных ресурсов. В отличие от населявших эти края адыгов, у которых повреждение или разрушение дольмена табуировалось традициями, новое население Западного Кавказа, прибывавшего из различных областей России, рассматривало мегалитические сооружения с точки зрения праздного любопытства, а, нередко, и как источник строительного материала. Стремительный рост количества поселений и их размеров, строительство современных дорог, разработка карьеров, вырубка лесов стали причиной массового уничтожения дольменов в предгорьях Закубанья и, особенно, в Причерноморье.

     В настоящее время уничтожение дольменов в результате хозяйственной деятельности перестало носить массовый характер, но лишь в связи с полным уничтожением или резким сокращением количества дольменов в районах плотной заселенности. Сегодня эти памятники чаще всего разрушаются в ходе лесоразработок. Оснащенные мощной землеройной техникой современные варвары разрушают дольмены из любопытства или “на спор”.

     Не меньший вред нанесен этим уникальным сооружениям и грабительскими раскопками. Археологические исследования дают основание предполагать, что практика ограбления дольменов имеет также древнюю историю. Вероятно, грабителей древности привлекали бронзовый инструмент и оружие - дорогостоящие предметы, сопровождающие погребения в дольменах. С целью предотвращения ограблений их строители нередко имитировали закрытое каменной пробкой отверстие на фасадной плите, одновременно маскируя насыпью настоящий вход в дольмен с противоположной стороны. Не найдя его, для проникновения в камеру грабители чаще всего разрушали крышу или стену.

     После Кавказской войны основной причиной разрушение дольменов стали поиски кладов и сокровищ в дольменах. В отличие от древних разрушений, следы работы кладоискателей отличает почти полное разрушение крыш дольменов и каменных полов, так как именно под плитами пола, по их мнению, клад и находится. Во время проведения разведочных археологических работ на мегалитических памятниках, автору неоднократно приходилось выслушивать советы местных жителей “искать золото под полом и возле правой стенки дольмена”.

     Агрессивное воздействие природной среды также не пощадило каменные исполины. Угроза сохранности дольменов в результате воздействия природно-климатических факторов сегодня составляет наименьшую опасность из всех существующих. Дольмены построены из прочных известняков и песчаников, скорость естественных процессов эрозии которых относительно невысока, и, при сохранности основных силовых и защитных элементов конструкции (контрфорсы, фундаменты, водоупорные покрытия из глины, насыпи, дренаж), многие дольмены по запасу прочности могут соперничать с природными гротами и навесами.

     Внезапные природные катастрофические катаклизмы (землетрясения, оползни, наводнения) представляют для дольменов значительно большую опасность.

     В настоящее время из нескольких тысяч известных памятников в относительно непотревоженном состоянии остались считанные десятки.

     Культурное наследие как необходимое условие поддержания цивилизованного образа жизни относится к принципиально невосполнимым ресурсам человечества. Как в природе исчезновение видов, так и исчезновение памятников и культур может носить необратимый характер. С этой точки зрения, одной из гуманитарных функций археологии является процесс постоянного обогащения культурного наследия за счет возвращения временно утраченных культурно-исторических ценностей.

     Сохранение археологических памятников как объектов культурного наследия – общая проблема для всего мира, и законодательные акты, регламентирующие сферу культуры большинства стран мира демонстрируют четко разработанные институты охраны культурного наследия. Развитая правовая база позволяет защитить памятники истории и культуры от разрушений юридически, воспитание населения в духе уважения и бережного отношения к истории и культуре своей страны имеет огромное значение в профилактике правонарушений, связанных с актами вандализма по отношению к культурному наследию. Наконец, страны с развитой экономикой и высоким уровнем жизни населения могут позволить себе достаточно крупные финансовые затраты на реставрацию и музеификацию археологических объектов, вовлекая тем самым в непосредственное заинтересованное общение с “живой историей” все большее количество не только специалистов, но и остальных слоев населения.

     Характер музеификации дольменов зависит от типа и назначения памятника, места расположения, посещаемости и, особенно, степени его сохранности. Главным принципом всегда остается обеспечение сохранности памятника.

     Музеификация древних мегалитических памятников часто предполагает не просто закрепление сохранившихся элементов, но и частичную реконструкцию памятника в ходе археологических исследований, смысл которой состоит в восстановлении элементов его первоначального облика.

     Музеификация таких монументальных архитектурных археологических памятников, как дольмены, практически всегда предполагает их доступность для осмотра посетителями. Из этого, конечно не следует, что в угоду доступности следует нарушать первоначальное единство памятника с окружающей средой. Очевидно, что дольмены возводились и ориентировались с учетом местного рельефа и в соответствии с пока еще мало изученными представлениями их строителей о картине мира и ее божественной ориентации. Место расположения памятника со всеми природными и культурными особенностями является его неотъемлемой характеристикой. Из этого следует, что сохранение единства памятника с природной средой является третьим принципом музеификации мегалитов.

     Восстановить памятник - это еще не значит превратить его в феномен культурного наследия. Разрушают памятники и после их реставрации. Чтобы этого не произошло, общество должно включить дольмены в обыденную локальную культуру и сформировать благоприятное для них общественное мнение, которое обеспечивает сохранность памятников, часто, эффективнее формальных правил. Этому и должны способствовать многочисленные экскурсии к дольменам, создание телепередач, публикация достаточного количества достоверных научных сведений о дольменах в массовой печати, широкое распространение научной литературы о дольменах. Однако, к сожалению, публикации на дольменные темы в газетах и журналах зачастую грешат погоней за сенсационными открытиями, и материалам научных исследований предпочитают “откровения” различных “контактеров” с “внеземным разумом” и “духами дольменов”. В результате создается ситуация, когда научно обоснованные знания о дольменах подменяются в сознании людей фантастическими представлениями о происхождении и назначении мегалитических сооружений. Необходимо формирование вокруг памятников благоприятной для посетителей и не враждебной памятнику среды. Из этого вытекает четвертый принцип музеификации дольменов - принцип повторной аккультурации исторического ландшафта.

     Перечисленные принципы отражают международный опыт и сущность современного подхода к музеификации мегалитических памятников.

     Несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию у нас в стране, в последние годы появился положительный опыт музеификации мегалитических сооружений. В Краснодарском крае с 1997 года работает Западно-Кавказская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН под руководством кандидата исторических наук В.А. Трифонова. В Геленджикском районе Краснодарского края, в сотрудничестве с лучшими российскими специалистами и опытными зарубежными исследователями мегалитов из Дании, Голландии, США, осуществляется проект музеификации дольменов в долине Жанэ. В перспективе планируется создание природно-археологической заповедной зоны вокруг уникального мегалитического комплекса Псынако (Туапсинский район).

     Следует иметь ввиду, что их кажущаяся простота обманчива и при отсутствии опыта и ясного понимания принципов современной музеификации монументальных археологических объектов, всегда существует риск подмены тщательно продуманных и научно обоснованных работ имитацией последних. В понятном стремлении вернуть памятникам величественный вид, всегда следует избегать искушения сделать это в ущерб исторической достоверности облика и, тем более, их сохранности.

     В 1999 году в Майкопском районе Республики Адыгея группа энтузиастов при попустительстве местных властей предприняла попытку “восстановления” одного из дольменов, частично разрушенного в 70-х годах при строительстве дороги. Были осуществлены несанкционарованные раскопки, плиты дольмена были расчищены от земли и при помощи землеройной техники установлены в вертикальном положении. Через некоторое время плиты дольмена вновь обрушились и раскололись.

     К более “цивилизованным” методам сохранения мегалитических памятников относится попытка создания природно-археологического парка “Хамышки” (Майкопский район Республики Адыгея). Здесь в 1997-98 годах неравнодушные к древней истории энтузиасты во главе с известной на Кавказе художницей по металлу А. Евтых при содействии Министерства культуры Республики Адыгея и Государственной инспекции по охране памятников добились выделения земельного участка, на котором располагается дольмен-полумонолит из плана застройки поселка, силами студентов-экологов очистили территорию от многолетних залежей мусора и высадили на этой территории зеленые насаждения – эндемики Кавказа. В настоящее время памятник открыт для посещения населением.

     Принятая в 1999 году в Республике Адыгея Президентская целевая программа “Сохранение древних мегалитических сооружений на территории Республики Адыгея” представляется удачным региональным мероприятием по их сохранению, реставрации и музеификации. В рамках этой программы уже проделана огромная работа по выявлению новых и точной топографической привязке уже известных мегалитических сооружений, их паспортизации, противоаварийным работам на дольменах. В настоящее время выявлено более 30 памятников, среди которых такие уникальные в мировом масштабе объекты, как дольменная группа “Богатырская поляна”, насчитывающая более 400 мегалитических сооружений. Следующим этапом, несомненно, должна стать разработка программы музеификации некоторых мегалитических сооружений с целью открытия их для широкого доступа. Однако следует отметить, что только небольшая часть этих памятников может эксплуатироваться в режиме музеев под открытым небом или природно-археологических заповедников. Музеификация дольменов никогда не приобретет массового характера - это дорогое мероприятие требует взвешенной оценки не только достоинств памятника, но и всей совокупности прочих условий, главным образом, его доступности и посещаемости. Остальные памятники должны быть тщательно законсервированы.

     Однако даже музеификация нескольких дольменных комплексов на территории Республики Адыгея может оказать серьезную поддержку развитию сферы туризма. В настоящее время использование такого мощного рекреационного ресурса, как богатейшее культурное наследие Республики Адыгея носит в большей мере стихийный характер, к разработке туристских маршрутов и текстов экскурсий не привлекаются специалисты – историки. Из уст экскурсоводов можно услышать дикую смесь исторически недостоверных, а зачастую и откровенно фантастических версий происхождения и предназначения дольменов, выдаваемых за новейшие научные открытия.

     Правильное воплощение в жизнь идей музеификации, реставрации и консервации мегалитических сооружений может повлечь за собой развитие сразу нескольких видов туризма. Это, в первую очередь, приглашение специалистов и неспециалистов для участия в археологических раскопках, реставрации и музеификации дольменов. Практика ряда археологических экспедиций на территории Краснодарского края показала, что люди с огромным удовольствием приезжают во время своего отпуска на условиях самофинансирования, а в некоторых случаях даже с условием оплаты участия в экспедиции (в особенности зарубежные туристы) для того, чтобы самим прикоснуться к истории, принять участие в благом деле – сохранении памятников истории и культуры.

     Широкие перспективы для использования мегалитических памятников имеет студенческий туризм – от простых познавательных или специализированных экскурсий по памятникам истории и культуры, до участия студентов в археологических исследованиях.

     Особое значение использование недвижимых объектов культурного наследия имеет для развития культурного туризма, где рассказ о дольменных памятниках и демонстрация их могут быть использованы как в разработке специализированных маршрутов экскурсий “по интересам”, так и в составной частью больших экскурсий, знакомящих туристов с природой, этнографией, историей региона.

     Учитывая расположение многих мегалитических сооружений в труднодоступных горных районах республики, можно предложить посещение дольменов как составную часть маршрута экстремального туризма.

     И, наконец, использование археологических памятников, самыми яркими и “зрительными” из которых, несомненно являются мегалитические сооружения в самом массовом виде туризма – общественно-познавательном. Посещение мегалитического памятника, яркий и научно обоснованный рассказ о нем, несомненно добавит “изюминку” в маршрут любой пешеходной или автомобильной экскурсии и оставит незабываемые впечатления у туристов.

ЛИТЕРАТУРА

  • Гаврилов М.В. 2002. Дольмены Северо-западного Кавказа: проблемы сохранения, реставрации и использования//Сборник материалов конференции “Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона”. Краснодар, типография КГУКИ.

  • Дольмены, свидетели древних цивилизаций. 2001. Краснодар, ГУП “Краснодарское книжное издательство”

  • Лавров Л.И., 1960. Дольмены Северо - Западного Кавказа//Труды АбИЯЛИ. Сухуми, т. XXXI.

  • Марковин В.И., 1978. Дольмены Западного Кавказа. М.: Наука.

  • Марковин В.И., 1997. Дольменные памятники Прикубанья и Причерноморья. М.: Наука.

  • Мегалитические памятники Республики Адыгея, 2001. Майкоп, ГУРИПП “Адыгея”

  • Сысоев В.С., 1904. Археологическая экскурсия по Закубанью//Материалы археологической комиссии. Вып.IХ.

  • Фелицин Е.Д., 1904. Западно-кавказские дольмены//Материалы археологической комиссии. Вып. IХ.


Copyright  © 2002 М.В. Гаврилов " Мегалиты Адыгеи" (riton2000@mail.ru)
Главная | Майкопский р-он | Дудугуш-1 | Хаджох-1 | Ацангуар | Приглашение | Экспедиция 2000 | Экспедиция 2002 | Публикации | Статья | Статья 2 | Отчет 2001 года | Личные фото | Ссылки | Гостевая книга | Форум
  Курортный поселок Архипо-Осиповка Rambler's Top100
Hosted by uCoz